На главную bekreneva.com (читать еще ТЕОРИЮ)

Нужно ли создавать (отрисовывать)
штриховой оригинал в CorelDRAW?



(например, для учебной литературы)


Отвечаю на вопрос одного из читателей, посетителей сайта.


Как известно, оригиналы бывают тоновые (цветные и черно-белые фотографии, их нужно печатать при помощи растра) и штриховые (черно-белые без использования серого цвета, имеющие возможность печати без растровой точки).

Cуществуют разные типы систематизации видов графических научно-технических «познавательных» изображений. Но такое деление оригиналов на «штриховые» и «тоновые», думаю, мне запомнилось из книги Н. Атабекова — «Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги», 1974 (что подтвердили цитаты, найденные мною в интернете).

Небольшое отступление от темы: Атабеков — очень хорошая книга (та, что в черном переплете), и с очень высокопрофессиональным и понятным текстом, на мелованной бумаге, с очень высококачественными иллюстрациями, цветными и черно-белыми, рекомендую :).

Часто бывает необходимо сделать перерисовку фотографического оригинала в штриховой в связи с технологическими особенностями полиграфической печати (главным образом, для ее удешевления). Новый оригинал делается при помощи пятен, линий, без использования градаций серого. Но эти градации могут передаваться при помощи разных видов штриховки черным цветом по белому, которая может выполняться, например, в стиле гравюры. Или при помощи точек (это может помогать передать шершавую фактуру).

Штриховка бывает разных видов. При выполнении хорошо настроенным пером, ее линия может иметь разнообразную толщину в результате разного нажима.

Меня спросили: можно ли выполнять такие изображения в CorelDRAW, чтобы «можно было менять размер без потери качества»?.

Отвечаю. Во первых, когда меняется размер изображения, меняется не только его «техническое» качество. В случае сильного уменьшения изображения линии истончаются, детали теряются. И их становится невозможно воспроизвести типографскими средствами. Такие изображения лучше заново отрисовывать с меньшей детализацией, в натуральную величину (чтобы при печати не было «грязи»). Увеличение же оригинала требует большей детализации, проработки.

Для учебной литературы, на мой взгляд, достаточно создания штрихового познавательного изображения размером формата А4 на бумаге при помощи туши и пера. Отлично выполненное изображение можно увеличивать без потери качества, если отсканировать его с хорошим разрешением (например, 600 dpi) и сохранить его в формате .TIFF (растровый формат). Недостаток в том, что чем больше разрешение, тем больше памяти занимает файл на жестком диске (в Мегабайтах). Оценивать качество отсканированного оригинала относительно разрешения можно так же, как и в цифровых фотографиях — в Мегапикселях.

Существенно улучшить нарисованный на бумаге отсканированный с хорошим разрешением штриховой оригинал можно в программе Adobe Photoshop, исправив недостатки при помощи ретуши.


Пример черно-белой фотографии среднего качества и копии (перерисовки) отличного штрихового оригинала. (Увеличьте кликом на изображениях)


Увеличить. Грифон. Фото из журнала Юный художник

Увеличить. Грифон. Перерисовка.

Нарисовать такие оригиналы чисто в CorelDRAW, при помощи графического планшета, что называется, «с нуля», на мой взгляд, не представляется возможным. Вообще, отрисовка векторных изображений в CorelDRAW — работа очень трудная и кропотливая. Специфика этой программы больше предназначена для создания линейных и орнаментальных рисунков, работы над логотипами и шрифтами. Большой минус работы над сложной графикой в компьютерных программах вообще в том, что при работе над увеличенными на экране деталями, не видно целого изображения. Этого недостатка не возникает при работе на бумаге.

Есть альтернативный способ создания векторного изображения. Так я часто делаю свои орнаменты. Сначала рисуется черно-белый оригинал пером и тушью на бумаге. Затем сканируется с очень хорошим разрешением. Затем трассируется в Photoshop и «путь» экспортируется в программу Adobe Illustrator.

Трассировка в Photoshop производится так. Изображение обрабатывается так, чтобы образовался формат Grayscale (градации серого) (у меня английский Photoshop), то есть в каналах образуется только один канал. Кликаем на канале с нажатой клавишей Ctrl. Образуется выделение белого фона. Инвертируем его (если изображение нарисовано черным по белому) и во вкладке Parts (пути) задаем Make work parts (создать путь). Во всплывающем окошке Tolerance (допуск) задаем количество пикселей, на которое неровности в рисунке будут «сглаживаться» или наоборот, проявляться. Это число для разных рисунков может быть необходимо разное, оно так же зависит от разрешения изображения. При очень маленьком значении может образовываться «пила» по краю изображения и образуется слишком большое количество узловых точек, которое трудно будет просчитываться векторными программами. При очень высоком — потеряются детали, будет мало точек.

После этого образуется «путь». Его можно из Photoshop экспортировать в Illustrator. Выбираем File/export/parts to Illustrator. Задаем имя файла и сохраняем файл с расширением .ai .

Открываем в Illustrator. Окрашиваем изображение. «Прорезаем» дырочки при помощи палитры Partfinder . Сохраняем в формате .ai, при сохранении выбираем версию Illustrator 7 или Illustrator3.


После этого в программу CorelDRAW можно импортировать полученный файл (при помощи команды Import). Полученное изображение, если оно не слишком сложное, можно разгруппировать и редактировать в этой программе. Отрисовать его набело, добиться изящества и плавных контуров, исправить ошибки трассировки.

В случае, если в изображении много штриховки, образуется много узловых точек, Corel может выдать ошибку на подобие следующей: «Слишком сложный объект» и «отказаться» разрешить редактировать изображение. Вот пример орнамента, использованного мною в поздравительном адресе, сложность которого достаточно велика, чтобы его нельзя было бы редактировать (изменять) в программе CorelDRAW. Этот орнамент был изначально нарисован пером и тушью, оттрассирован вышеприведенным способом, отредактирован и доведен «до ума» все-таки в Illustrator. После чего только лишь вставлен в Corel, в готовом виде, для использования в дизайне адреса.



Кроме того, для учебной литературы в изображениях большого формата нет необходимости. Учебник ученик носит в портфеле. Он должен быть не слишком большим и не очень тяжелым.

При создании плакатов требования к растровым оригиналам такие же, как к цифровым фотографиям. Фотографии размером 10 Мегапикселей могут растягиваться на плоттере до формата A0 с вполне приемлемым качеством. А в векторе, наоборот, наиболее явно могут проявиться огрехи трассировки.


Если кто-то со мною не согласен, пишите на E-mail: olga@bekreneva.com.


Ольга Бекренева


В начало
© Дизайн главных страниц и создание сайта О.Бекреневой, г. Москва, 2015